14, Февраль 2018

Инвестиции в прекрасное

Порядка 3% залогов ломбардов — предметы искусства. Инвестирование в произведения искусства может быть хорошим вложением средств для профессионалов, для прочих же это скорее дорогое хобби.

Рынок произведений искусства— нестандартный сектор капиталовложений. Ценообразование наэтом рынке является загадкой для экономистов, пишет ваналитическом материале насайте проекта ModernArtConsulting искусствовед иколлекционер Юрий Петухов. «Здесь теряют силу элементарные законы спроса ипредложения. Картина вгалерее может сколь угодно долго ненаходить своего покупателя, ноее цена непадает»,— отмечаетон.

При этом арт-рынок спадам подвержен, как илюбой другой. Поданным аналитиков ARTinvestment.Ru, аукционный рынок русского искусства обвалился в2015 году до$4,6 млн посравнению сдокризисным 2013-м, когда объемы внутренних продаж достигали $21млн. В2016 году продажи налокальных аукционах выросли— общий объем составил $7млн. Речь идет обизобразительном искусстве (картинах, графике искульптуре, без декоративного искусства). Объем всего отечественного рынка, включая продажи галерей ичастных дилеров, оценивается в$25млн.

Объем продаж намировом аукционном рынке (включая Китай) в2016 году снижался исоставил $12,45 млрд, что на23% меньше, чем в2015-м.

Время покупать

Однако экономические кризисы делают инвестирование впроизведения искусства одним изнаиболее интересных вариантов вложения средств, считают авторы маркетингового исследования антикварного рынка компании «АнтикМолл» (2017 год), поскольку втакие периоды цены напроизведения искусства снижаются.

Девальвация привлекла нааукционы людей, которые раньше немогли подступиться кпроизведениям искусства, говорится ваналитическом отчете ARTinvestment.Ru. «Появились новые коллекционеры, атакже покупатели изрегионов ииз-за рубежа. База клиентов постепенно расширяется, иэто является фактором долгосрочной надежности бизнеса»,— отмечает аналитик Владимир Богданов.

Ссередины 2016 года активизировались арт-дилеры— вагрессивную борьбу они неввязываются, покупают только поочень хорошим ценам ине под конкретного заказчика, авпрок. Такие действия аналитики ARTinvestment.Ru расценивают как знак, что дальнейшего существенного падения цен непредвидится. Пришло время покупать.

Ликвидность стала вторым позначимости фактором при принятии решения опокупке, отмечает Владимир Богданов: раньше мало кто задумывался обыстрой перепродаже хотябы поменьшей цене, теперь многие покупатели анализируют эту возможность.

Прогнозы порынку умеренно оптимистические, говорит учредитель Института арт-бизнеса иантиквариата, член Международной конфедерации антикваров иарт-дилеров СНГ иРоссии Ирина Колосова. «Аукционные продажи выросли на14% запервое полугодие 2017 года, что соответствует европейскому тренду»,— ссылается эксперт наданные как ARTinvestment.Ru, так ианалитического ресурса InArt (мониторит продажи произведений русских современных художников отпослевоенного искусства донаших дней вРоссии иза рубежом саукционов ив галереях).

Настоящие инвестиции, считает Колосова, начинаются от$5млн, ина российском арт-рынке инвесторов нет— есть коллекционеры. Покупкаже недооцененных работ вперспективе позволяет разве что уберечь деньги отинфляции.

Вечные ценности

Краткосрочных инвестиций вискусство небывает, отмечает галерист иоснователь аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко. Однако профессиональные вложения вживопись сгоризонтом неменее пяти лет вполне могут принести эффект.

Согласно ценовому индексу мирового искусства ARTIMX-World (данные ресурса ARTinvestment.Ru), каждые вложенные в2000 году впроизведения мирового искусства условные $100 (соответствуют 100 пунктам индекса) напротяжении всего этого времени росли снебольшими провалами: в2014 году они условно превратились в$186, ав 2017-м снизились до$146. Пик индекса цен нарусское искусство пришелся на2007год, когда показатель вырос вдва раза идостиг 209 пунктов (условно $209). В2016-м индекс составил 149 пунктов.

Мировой арт-рынок, поданным Владимира Овчаренко, оценивается в$45 млрд. При этом около 25% рынка— современное искусство, ккоторому относят произведения нестарше 50лет. Все остальное— антиквариат, более 50% которого занимает живопись.

Продажа шедевров известных мастеров— редкость. Большинство таких работ давно находится либо вмузеях, либо вчастных коллекциях. Впрошлом году картина Леонардо даВинчи «Спаситель мира», принадлежавшая бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, ушла саукциона Christie’s вНью-Йорке зарекордные $450,3 млн; картина долгое время считалась утраченной ипоявилась нарынке снеустановленным авторством.

Пословам Ирины Колосовой, сегодня востребованы работы диссидентов-шестидесятников исемидесятников, атакже качественные образцы официального советского искусства. Интерес кработам этого периода, поее словам, подогрела серия выставок накрупных мировых площадках. Нью-йоркский Museum ofModern Art в2016–2017 годах провел большую выставку русского авангарда. Абританская Королевская академия искусства (The Royal Academy ofArt) в2017 году посвятила авангарду исоцреализму выставку Revolution: Russian Art 1917–1932.

На«русских торгах» Sotheby’s вЛондоне в2016 году русский авангард среднего качества «размели» поценам несколько выше рациональных ожиданий, пишут аналитики ARTinvestment.Ru. Заметно выше рыночных покупатели оценили иработы шестидесятников изколлекции супругов Бар-Гера.

Поданным InArt, общий объем рынка современных российских художников запериод сиюня 2016 года помай 2017-го составил €20,3млн. Поитогам 2015 и2016 годов топ-15 признанных художников пообъему продаж возглавил Георгий Гурьянов (€821тыс.; данные рейтинга InArt). Самым дорогим художником поитогам продаж ярмарки современного искусства Cosmoscow-2017 Forbes назвал Валерия Кошлякова (€147тыс.).

Один изплюсов современных работ втом, что ихлегко атрибутировать, аподделки легко выявить.

Творческий порыв

Капиталовложения наарт-рынке требуют хотябы первичных знаний омире искусства. Можно, впрочем, прибегнуть ик помощи профессионалов. Новкладывать, разбираясь впредмете, намного интереснее, говорит Владимир Овчаренко.

Один изформатов аукциона Vladey предназначен для начинающих коллекционеров. Стартовая цена любого лота натаких торгах начинается от€100. Покупка насумму до€10тыс.— легко преодолимый психологический барьер. Отметку €30тыс. переступить значительно сложнее, говорит Владимир Овчаренко, нопримерно сэтого рубежа коллекционер начинает получать настоящее эстетическое удовольствие отприобретений, истоимость уходит назадний план. Покупка еще более дорогих произведений искусства— уже настоящий коллекционный азарт, иинвестиции превращаются вдорогое хобби.

Инвесторы консультируются сдвумя-тремя независимыми экспертами, оценить антикварную вещь под силу только специалисту, отмечает соучредитель идиректор антикварного салона «Витт иЛеонтьев» Алексей Витт. Наарт-рынке, поего словам, важно уметь ориентироваться втенденциях иждать.

Наряду сгалереями, аукционными домами, антикварными магазинами предметами искусства занимаются иломбарды. Правда, сегмент этот очень небольшой— поданным Национальной ассоциации ломбардов, доля антиквариата составляет порядка 3%.

Пословам генерального директора «ГК Арт консалтинг» Дениса Лукашина, арт-рынок вРоссии вцелом несформирован: мало аукционов, галерей, серьезных коллекционеров, которые и«раскручивают» рынок иотдельных авторов. Врядли вобозримом будущем можно ожидать исущественного увеличения числа ломбардов, специализирующихся нахудожественных залогах.

Источник